Все о контролируемых сделках в 2020 году: критерии, сроки сдачи, штрафы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все о контролируемых сделках в 2020 году: критерии, сроки сдачи, штрафы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы понять, относится ли сделка к контролируемым, необходимо проанализировать следующие факторы: характер отношений между участниками сделки, доход по сделке, налоговый режим компаний, а также вид хозяйственной деятельности.

Сделки, которым не избежать контроля

В силу п. 2 ст. 105.14 НК РФ, по общему правилу сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей;
  • одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое;
  • хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим ЕСХН или ЕНВД для отдельных видов деятельности (а сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом среди других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;
  • хотя бы одна из сторон освобождена от уплаты налога на прибыль организаций или применяет нулевую налоговую ставку в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 процентов по указанным обстоятельствам;
  • хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны.
  • сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
  1. одна из сторон является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, и учитывает доходы (расходы) по сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;
  2. любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;
  • хотя бы одна из сторон является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим нулевую налоговую ставку и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в порядке и на условиях ст. 284.3 НК РФ.

Контролируемые и «приравненные» сделки.

Надо сказать, что весь раздел V.1 кодекса «заточен» под категорию «контролируемых сделок», о чем говорит структура раздела, частое упоминание о возможности осуществления контроля только центральным аппаратом ФНС. В Определении от 1.12.2016 г. N 308-КГ16-10862 Верховный суд, анализируя положения пунктов 1,2,4 статьи 105.3 Налогового кодекса, указал, что взаимозависимость участников сделки, повлиявшая на размер доходов (расходов, прибыли), учитываемых налогоплательщиком в целях налогообложения, является основанием для определения налоговой базы исходя из рыночных цен в порядке, установленном разделом V.1 Налогового кодекса, если такая сделка признается контролируемой согласно статье 105.14 Налогового кодекса. И при этом добавил, что, по сравнению с ранее действующей 40 статьей НК, нормы раздела V.1 кодекса предельно сократили круг проверяющих органов, наделенных полномочиями по контролю цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами, ограничили сферу проведения такого контроля исключительным перечнем сделок, отвечающих определенным в законе критериям (контролируемые сделки).

Ст. 105.14. к контролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами — российскими организациями, относит сделки, где есть хотя бы одно из нижеприведенных оснований: — цена сделок за календарный год более 1 млрд; — одной из сторон договора является льготник по налогам, в частности, резидент особых эконом зон, участник проекта «Сколково», региональных инвестпроектов (и сумма дохода по договорам между ними за год свыше 60 млн в год); — одной из сторон является «спецрежимник» по налогу на добычу полезных ископаемых (и сумма дохода по договорам между ними свыше 60 млн в год), единому сельхозналогу, ЕНВД (и сумма поступлений по договорам между ними свыше 100 млн в год); — некоторые иные менее значимые основания. И все это по сделкам, совершенным в рамках облагаемой таким налогом деятельности.

П.4 ст.105.14 НК еще больше ограничивает круг контролируемых сделок и выводит из него еще ряд сделок, например, по предоставлению поручительств (гарантий) юридическими лицами (кроме банков, и только если стороны – российские компании); по предоставлению беспроцентных займов как раз между взаимозависимыми лицами.

Налоговый кодекс к взаимозависимым контролируемым сделкам приравнивает и ряд других сделок (п.1 ст.105.14 НК): — совокупность сделок, где в качестве стороны или посредника присутствует невзаимозависимое лицо, которое имеет только одну функцию в этих сделках – организует реализацию товаров/работ/услуг между двумя взаимозависимыми лицами, не берет на себя никаких рисков и не использует какие-либо активы для реализации сделок; — внешнеторговые сделки (по нефтяным товарам, металлам и драгметаллам, минудобрениям — сумма поступлений по ним за год более 60 млн рублей); — сделки, одной из сторон которых является лицо-резидент оффшора по утвержденному перечню таких территорий (и сумма доходов по ним за год более 60 млн рублей).

Проверкой указанных контролируемых и приравненных к ним сделок может заниматься исключительно центральный аппарат ФНС России. Эти сделки не могут выступать основанием проведения выездной или камеральной проверок.

Таким образом, многие сделки хотя и совершаются взаимозависимыми лицами, контролю со стороны налоговых органов не подлежат.

Методы определения нерыночности цены договора.

Итак, допустим, взаимозависимость установлена, договор подходит под признаки подконтрольного, или имеет место многократное отклонение цены договора от рынка, и проявляются иные признаки получения необоснованной налоговый выгоды. Как же налоговая может вычислить рыночную цену сделки?

В налоговом кодексе в ст.105.7 закреплен весь арсенал способов для определения доходов (прибыли, выручки) для налогообложения: метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации, затратный, метод сопоставимой рентабельности, метод распределения прибыли. Кодекс определил как первостепенный метод – метод сопоставимых рыночных цен. Применение же других методов допустимо в случае доказанности, что приоритетный метод невозможно было применить либо если его применение не позволяет сделать обоснованный вывод о соответствии или несоответствии цены проверяемой сделки рыночным ценам.

Примечательно, что, как разъяснил Верховный суд в Обзоре практики Верховного суда от 16.02.2017 года (п.6 Обзора), такие же методы при ценообразовании может и должен использовать и сам налогоплательщик. При этом если он использовал какой-либо из указанных методов, то налоговый орган при проверке также должен применить именно этот метод, если не докажет, что с помощью избранного метода сопоставить коммерческие и финансовые условия сделки с однородными сделками невозможно (ст.105.17 НК).

В опровержение применения налоговым органом избранного метода контроля и определенной им цены сделки налогоплательщик вправе приводить доказательства, что неполучение им рассчитанного данным методом дохода не являлось следствием взаимозависимости сторон проверяемой сделки, а имело иные экономические причины, или что вменяемая налогоплательщику налоговая выгода была учтена в целях налогообложения для совершения других операций и т.п. (п.11 ст. 105.7 НК, п.6 Обзора практики Верховного суда от 16.02.2017 года).

Понятно, что для целей использования в проверке метода сопоставимых рыночных цен налоговый орган на практике использует отчет об оценке. Верховный суд в п.7 Обзора практики Верховного суда от 16.02.2017 года разъяснил, что использовать отчет об оценке можно в качестве источника информации о сопоставимых сделках между невзаимозависимыми лицами, если нет сведений о сопоставимых сделках, совершенных самим налогоплательщиком с невзаимозависимыми лицами, и отсутствуют или являются недостаточными иные официальные источники сведений о сопоставимых сделках. Также отчет оценщика может быть применен вместо всех методов определения доходов, если налогоплательщиком совершена разовая сделка, а указанные методы не позволяют определить соответствие цены сделки рыночному уровню цен.

Сделки, не относящиеся к контролируемым

Некоторые сделки не считаются подконтрольными, даже если отвечают условиям и подходят под критерии контролируемых сделок. Речь идет о сделках, указанных в п. 4 ст. 105.14 НК РФ. Перечислим некоторые из них:

Читайте также:  Единовременная социальная выплата в МВД в 2023 году

1. Между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (кроме сделок, на основании которых уплачивается НДПИ по ставке, выраженной в процентах).

2. Если участники сделки соответствуют всем перечисленным ниже условиям:

  • регистрация на территории одного субъекта РФ;
  • нет отдельных подразделений в иных субъектах РФ либо за рубежом;
  • не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты иных субъектов РФ;
  • не имеют отрицательных финансовых показателей, учитываемых при расчете налога на прибыль организаций;
  • нет иных условий для признания сделок контролируемыми согласно подп. 2–7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

Какие взаимозависимые сделки признаются контролируемыми?

1. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1.1. Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей;

1.2. Нижеследующие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по ним за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей и при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

а) хотя бы одна из сторон сделки применяет один из следующих специальных налоговых режимов: ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

1.3. Нижеследующие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по ним за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей и при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

а) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

б) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0%, при этом другая сторона сделки не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0%;

в) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций, при этом другая сторона сделки не является резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны;

г) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса РФ (деятельность, связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья) и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии указанной статьей Налогового кодекса,

а любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса РФ, либо является таким налогоплательщиком, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 Налогового кодекса;

д) хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим нулевую или пониженную ставку по налогу на прибыль организаций в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 284.3 Налогового кодекса.

2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп: нефть и товары, выработанные из нефти; черные металлы; цветные металлы; минеральные удобрения; драгоценные металлы и драгоценные камни, и если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей

3. Сделки, одной из сторон которых является лицо с местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства в офшорной, зоне признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей

Примечание: при определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню и пересчитать их в случае выявления несоответствия.

Цель и последствия признания сделки контролируемой

Понятно, что целью признания сделки контролируемой является следствие такого признания — а именно представление соответствующей документации в налоговый орган и последующий налоговый контроль. Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

На основании полученного от налогоплательщика уведомления (или извещения другого налогового органа) налоговый орган вправе произвести проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением контролируемых сделок, применяя такие мероприятия налогового контроля, как экспертиза и привлечение специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками.

Цель такой проверки — определить соответствие цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами, рыночным ценам, а также полноту исчисления и уплаты таких налогов, как: налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц, уплачиваемый в соответствии со статьей 227 НК РФ; налог на добычу полезных ископаемых; налог на добавленную стоимость.

В случае, если налоговый орган выявит занижения сумм указанных налогов, им производятся корректировки соответствующих налоговых баз и перерасчет сумм соответствующих налогов.

Что грозит налогоплательщику за непредставление уведомления о контролируемых сделках или представление недостоверных сведений в таком уведомлении? В настоящее время это штраф в 5000 рублей. Очевидно, что трудозатраты налогоплательщика, связанные с оформлением и передачей уведомления о контролируемых сделках, возможной последующей подготовкой документации и отчетов о трансфертном ценообразовании, а также возможные налоговые риски такого налогоплательщика несопоставимы с размером штрафа.

КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ

В соответствии с п.1 ст.105.14, контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами и сопоставимые с ними сделки.

1. Сделки с взаимозависимыми лицами

В соответствии с п.2 ст.105.14 НК РФ, сделка между взаимозависимыми лицами: местом регистрации, местом жительства, местом налогового резидентства, всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, признается контролируемой (если иное не предусмотрено п.3, п.4, п.6 ст.105.14 НК РФ) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей* (пп.2 п.2 ст.105.14 НК РФ).

* В соответствии с п.3 ст.4 закона от 18.07.2011г. №227-ФЗ:
за 2012 год — 3 млрд. рублей,
за 2013 год — 2 млрд. рублей.

2) Одна из сторон сделки* является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, подпадающее под этот налог (пп.2 п.2 ст.105.14 НК РФ).

* В соответствии с п. ст.105.14 НК РФ, данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

3) Хотя бы одна из сторон сделки* является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов (пп.3 п.2 ст.105.14 НК РФ): систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы.

*В соответствии с п. ст.105.14 НК РФ, данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей.

4) Хотя бы одна из сторон сделки* освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0% в соответствии с пунктом 5.1 ст.284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам (пп.4 п.2 ст.105.14 НК РФ).

* В соответствии с п. ст.105.14 НК РФ, данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

5) Хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), при этом другая сторона (стороны) сделки не является резидентом такой особой экономической зоны (пп.5 п.2 ст.105.14 НК РФ).

Читайте также:  Переходный период по ЕНС в 2023 году: платежки вместо уведомлений

В соответствии с п.4 ст.4 закона №227-ФЗ, положение пп.5 п.2 ст.105.14 НК РФ, применяется с 01.01.2014г.

2. Сделки, приравниваемые к сделкам с взаимозависимыми лицами

Кроме того, к сделкам между взаимозависимыми лицами в целях налогообложения приравниваются:

1) Совокупность сделок по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, совершаемых с участием или при посредничестве лиц, не являющихся взаимозависимыми с учетом следующих особенностей:

Указанная совокупность приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием или при посредничестве которых совершается, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

  • организации реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
  • не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.

Обратите внимание: В части признания контролируемыми сделок с налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога или ЕНВД, положения пп.1 п.1 ст.105.14 применяются с 01.01.2014г.

2) Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли.

Данные сделки признаются контролируемыми:

  • Если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей (п.7 ст.105.14 НК РФ).
  • Если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп (п.5 ст.105.14 НК РФ): нефть и товары, выработанные из нефти; черные металлы; цветные металлы; минеральные удобрения; драгоценные металлы и драгоценные камни.

Сообщение об участии в контролируемых сделках

Каждая компания, которая участвует в контролируемой сделке должна сообщить об этом в ИФНС. Сообщать нужно в тот налоговый орган, который относится к месту учета совершаемой сделки. Срок для сообщения об участии – до 20 мая года, следующего за годом заключения контролируемой сделки. Например, при заключении контролируемой сделки в течение 2017 года, сообщить об этом в налоговую нужно до 21 мая 2023 года включительно, так как на 20 мая приходится выходной день.

Подать сообщении нужно заполнив специальную форму уведомления («Уведомление о контролируемых сделках», Приказ ФНС России №ММВ-7-13/524@ от 27.07.2012). Способ подачи можно выбрать один из двух:

  • Заполнить бумажное уведомление;
  • Заполнить электронное уведомление.

В Налоговом кодексе перечислены виды взаимозависимых лиц. Однако там есть уточнение: суд может установить взаимозависимость по «иным обстоятельствам», если решит, что отношения между подозреваемыми могут повлиять на условия и результаты сделок.

Налоговая инспекция считает взаимозависимыми предпринимателей и компании, которые владеют более 25% уставного капитала или долей другой фирмы. Или же имеют полномочия по назначению руководителей, подчиняются по должности или являются близкими родственниками.

По законодательству контролируемыми признаются сделки выше определённого денежного порога. Для внутрироссийских компаний порог доходов на сделки с одним лицом — 1 млрд рублей, а с взаимозависимыми лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами РФ, — 60 млн рублей.

Сделки на территории РФ

Не все сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми. Чтобы попасть в перечень контролируемых сделка должна отвечать следующим требованиям:

1. Сумма сделки должна превышать 1 млрд руб. (п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Обратите внимание: не сумма акта/товарной накладной. А именно сумма сделки, все что было продано/куплено в рамках договора считается одной сделкой.

2. Организации, заключившие контракт, должны применять разные ставки по налогу на прибыль. Важно здесь то, что разная налоговая ставка должна относиться именно к тому виду деятельности, который указан в контракте. Если организации имеют разные ставки по налогу на прибыль в части одного вида деятельности, но договор заключен в рамках другого вида и ставка налога по ней будет стандартной (20%), то эта сделка не попадает в список контролируемых.

3. Если заключен контракт на закупку полезных ископаемых у организации, которая является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, который исчисляется в процентной налоговой ставке.

4. Одна из сторон сделки применяет спецрежимы: ЕСХН, ЕНВД. Тут тоже есть свои особенности. Сделка признается контролируемой если она заключена именно в рамках применяемого спецрежима. Одно дело, если сельхозпроизводитель продал зерно, а другое — если он продал доски со склада. Доски под контролируемые сделки не попадут. Далее: одна из сторон сделки не должна применять спецрежим. Если все участники контракта спецрежимники, контролировать их не будут.

5. Далее идет экзотика из разряда заключения сделок со «Сколково», организациями по добыче углеводородного сырья и организациями, которые в течение отчетного года делали инвестиционные налоговые вычеты по налогу на прибыль (ст. 286.1 НК РФ).

(Текст документа)

1. Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (далее — взаимозависимые лица).

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей.

2. С учетом пункта 1 настоящей статьи в целях настоящего Кодекса взаимозависимыми лицами признаются:

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);

6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;

7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

3. В целях настоящей статьи долей участия физического лица в организации признается совокупная доля участия этого физического лица и его взаимозависимых лиц, указанных в подпункте 11 пункта 2 настоящей статьи, в указанной организации.

4. Если влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности оказывается одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения.

5. Прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.

Указанные в настоящем пункте организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным настоящей статьей.

6. При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи.

7. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

Ответственность налогоплательщика

Налоговый кодекс РФ был дополнен двумя видами налоговых правонарушений, за совершение которых будет предусмотрена соответствующая налоговая ответственность:

  • за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми в виде штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей (ст. 129.3 НК РФ). Привлечение к ответственности при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2012, применяется порядок, действовавший до дня вступления в силу закона; при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2012 — 2013 годов, не применяется; за налоговые периоды 2014 — 2016 годов применяется в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога; за налоговые периоды начиная с 2017 года – в полном объеме.
  • за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках и за представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках в виде штрафа в размере 5 000 рублей (ст. 129.4 НК РФ)
Читайте также:  Как уволиться по собственному желанию, находясь в отпуске?

Виды контролируемых сделок

3.1 Сделки между взаимозависимыми лицами-нерезидентами РФ;

3.2 По стороне сделки ():

  • Технические сделки, т.е. использованы третьи лица. Совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами с участием (при посредничестве) третьих лиц при условии, что такие третьи лица не выполняют никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации;
  • Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
  • Сделки с иностранными взаимозависимыми лицами, а именно с одной из сторон которых является лицо, местом регистрации (жительства, налогового резидентства) которого являются государство или территория, включенные в Минфина.

Лимит: сумма доходов по сделке между лицами (или сумма сделки с одним лицом) должна превышать 60 (шестьдесят) млн. руб за год.

3.3 По обстоятельству сделки ():

Это правило только для российских фирм, т.е. местом налогового резидентства является РФ.

Сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, если:

  1. стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций;
  2. одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;
  3. одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: ЕСХН или ЕНВД, при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;
  4. одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;
  5. сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
    5.1. одна из сторон сделки является налогоплательщиком с т. 275.2 НК РФ (лицензия на пользование участком недр или операторами нового морского месторождения углеводородного сырья) и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ;
    5.2. любая другая сторона сделки:
    — либо не является налогоплательщиком ст. 275.2 НК РФ;
    — либо является налогоплательщиком ст. 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ;
  6. одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром в инновационных центрах («Сколково» и других);
  7. одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций ();
  8. одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Уведомление о контролируемых сделках — для чего, срок, форма

Налоговый орган в отчете интересует рыночный уровень цены по сделке. После сдачи отчета налоговые органы могут запросить документацию по контролируемым сделкам. При этом в рамках налоговой проверки запрос документации по контролируемым сделкам может охватывать период 3 (три) года. Штрафных санкций не будет, если налогоплательщик представит в налоговый орган документацию, обосновывающую рыночный уровень цен.

Налогоплательщики обязаны уведомить налоговые органы о контролируемых сделках, совершенных в течение календарного года не позднее 20 мая следующего года ():

  • по месту нахождения;
  • (или) по месту жительства;
  • (или) по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Виды сделок между участниками, которые являются взаимозависимыми

Согласно целям Налогового кодекса, такими сделками считаются те из них, которые происходят между участниками, которые являются взаимозависимыми:

  • Контролируемая сделка — это совокупность операций по перепродаже товаров, либо выполнению заказов и предоставлению услуг, которые совершаются с участием лиц, которые не считаются взаимозависимыми. Подобную совокупность приравнивают к сделкам между участниками, которые являются взаимозависимыми, правда при этом не принимается во внимание присутствие третьих лиц, которые не осуществляют в этой совокупности никаких дополнительных функций. Исключение составляет организация ими перепродажи товаров, оказания услуг и так далее. Третьи лица не принимают на себя риски и не используют активы для организации реализации товаров.
  • Крупные сделки в области внешней экономики и торговли.
  • Сделки при условии, что одной из сторон является участник, чьим местом жительства является государство либо территория, включенная в список, утвержденный Министерством финансов согласно статье №284 Налогового кодекса. В том случае, если деятельность российского учреждения образует постоянное представительство в стране, включенной в список, указанный в статье №284, то данную организацию рассматривают как лицо, чьим местом проживания выступает территория, входящая в данный перечень.

Виды контролируемых сделок

3.1 Сделки между взаимозависимыми лицами-нерезидентами РФ;

3.2 По стороне сделки ():

  • Технические сделки, т.е. использованы третьи лица. Совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами с участием (при посредничестве) третьих лиц при условии, что такие третьи лица не выполняют никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации;
  • Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
  • Сделки с иностранными взаимозависимыми лицами, а именно с одной из сторон которых является лицо, местом регистрации (жительства, налогового резидентства) которого являются государство или территория, включенные в Минфина.

Лимит: сумма доходов по сделке между лицами (или сумма сделки с одним лицом) должна превышать 60 (шестьдесят) млн. руб за год.

3.3 По обстоятельству сделки ():

Это правило только для российских фирм, т.е. местом налогового резидентства является РФ.

Сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, если:

  1. стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций;
  2. одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;
  3. одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: ЕСХН или ЕНВД, при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;
  4. одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;
  5. сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
    5.1. одна из сторон сделки является налогоплательщиком с т. 275.2 НК РФ (лицензия на пользование участком недр или операторами нового морского месторождения углеводородного сырья) и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ;
    5.2. любая другая сторона сделки:
    — либо не является налогоплательщиком ст. 275.2 НК РФ;
    — либо является налогоплательщиком ст. 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ;
  6. одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром в инновационных центрах («Сколково» и других);
  7. одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций ();
  8. одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *